Программа развития
Программа развития
Муниципального автономное учреждения дополнительного образования 
«Детская музыкальная школа»
городского округа Электросталь Московской области
на 2016-2021 годы.
Данная образовательная программа Муниципального автономного учреждения дополнительного образования  «Детская музыкальная школа» городского округа Электросталь (Далее -Школа) представляет собой документ, который определяет приоритетные ценности и цели, особенности содержания, организации, учебно-методического обеспечения образовательного процесса в данной Школе и определяет главный результат педагогического процесса детской музыкальной школы - обеспечение достижения учащимися уровня музыкальной культуры, являющейся основой социализации личности и ее профессионального самоопределения.
В данном документе в доступной для всех участников образовательного процесса форме излагается основное содержание художественного образования, реализуемое Школой, дается исчерпывающая характеристика особенностей организации и содержания образовательного процесса.
В соответствии с этим, данная образовательная программа - это целостная педагогическая система, опирающаяся в своей жизнедеятельности на следующие принципы:
1. Гуманизации - утверждение ценности общекультурного наследия человечества, внимание к музыкальным и художественным ценностям;
2. Дифференциации - выявление и развитие у учащихся склонностей способностей к различным изучаемым отраслям музыкальных знаний, художественной и музыкальной культуры;
3. Индивидуализации - построение образовательного процесса с каждым учащимся на основе его индивидуальных интересов, склонностей и способностей; учет индивидуальных особенностей педагогов в реализации ими педагогических замыслов;
4. Личностного подхода - обеспечение благоприятных условий для личностного роста каждого субъекта образовательного процесса как полноценно функционирующей и развивающейся личности, находящейся в непрерывном движении становления;
5. Прогнозирование – учет тенденций изменения социального заказа и системы образования, видение новых интересов и потребностей участников образовательного процесса;
6. Творческой направленности - утверждение ценностей творчества, новаторства;
7. Активности - включение всех участников образовательного процесса во все сферы жизнедеятельности школы.
Основными целями деятельности Школы являются:
- обеспечение интеллектуального и личностного развития обучающихся;
- формирование общей культуры обучающихся, приобщение их к общечеловеческим ценностям;
- реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства;
- подготовка желающих к поступлению в учебные заведения, реализующие программы среднего музыкального (профессионального) образования.
Школа решает следующие задачи:
- формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний картины мира на основе усвоения обязательного минимума программ дополнительного образования;
- развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающихся, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения;
- развитие мотивации детей к познанию музыкального творчества;
- достижение воспитанниками и обучающимися соответствующего образовательного уровня;
- адаптация их к жизни в обществе;
- организация содержательного досуга детей.
Учебный план, регламентирующий образовательный процесс.
Учебный план Муниципального автономного учреждения дополнительного образования  «Детская музыкальная школа" городского округа Электросталь составлен на основе нового поколения Примерных учебных планов образовательных программ по видам музыкального искусства для детских школ искусств (Москва, 2005 г.); рекомендованных Министерством культуры Российской Федерации (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 02.06.2005 г. № 1814-18-07.4) для использования в образовательном процессе детских школ искусств.
Целью данного учебного плана является: создание благоприятных условий организации учебного процесса на основе выявления и реализации способностей каждого ребенка на всех этапах обучения, определения перспектив его развития - и тем самым предоставление оптимальных возможностей для активного включения в непрерывный процесс музыкального образования. Данный учебный план разработан с учетом учебных программ музыкального образования, адаптированных к условиям Школы.
Структура и содержание учебного плана соответствуют требованиям примерного (типового) учебного плана и состоят из двух основных частей - инвариантной и вариативной.
Инвариантный блок учебного плана реализует федеральный компонент требований музыкальных, художественных образовательных программ и обеспечивает единое образовательное пространство.
Предметы инвариантной части:
1. Музыкальный инструмент;
2. Сольфеджио;
3. Музицирование;
4. Слушание музыки;
5. Музыкальная литература;
6. Коллективное музицирование (хор, оркестр, ансамбль);
Инвариантная часть учебного плана гарантирует каждому учащемуся овладение необходимым минимумом знаний, умений и навыков для продолжения образования (самообразования), участия в творческих коллективах и адаптации в современном культурном пространстве.
Вариативный блок учебного плана обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей музыкального образования, творческих возможностей и интересов каждого учащегося. Эта часть учебного плана реализуется на предметах по выбору учащихся, углубленного освоения предметов, индивидуальных и групповых занятиях.
Предметы вариативной части (предметы по выбору):
1. Индивидуальное сольфеджио;
2. Чтение нот с листа;
3. Ансамбль;
4. Аккомпанемент;
5. Вокально - хоровой ансамбль.
Учебный план Школы обеспечивает сочетание стандартизации музыкального образования (для обеспечения единого образовательного пространства) и развития компетентного педагогического творчества, основанного на знании педагогом индивидуальных особенностей учащихся и закономерностей музыкального образования и музыкального творчества. То есть учебный план школы является правовой основой деятельности каждого педагога.
Учебный план разработан в соответствии с требованиями:
- полнота (учет требований программ музыкального, художественного образования, образовательных интересов и потребностей детей, родителей, социума);
- целостность (внутренняя взаимосвязь структуры и содержания Учебного плана и их соответствие образовательным программам изучаемых дисциплин);
- сбалансированность (целесообразное распределение, уравновешенность затрат между областями, циклами, предметами, ступенями обучения и т. д.);
- преемственность (соблюдение логики содержания музыкальных образовательных программ по классам и ступеням образования; использование методик, технологий и форм образовательной деятельности в соответствии с возрастными закономерностями обучающихся);
- актуальность (соответствие содержания и структуры учебного плана реальным современным потребностям в музыкальном образовании как одной из форм социализации личности);
- динамичность (возможность переориентации учащегося на этапах обучения, соответствующих вариативной части плана);
- перспективность (для учащихся - обеспечение выпускников каждой ступени базовыми знаниями, умениями и навыками, необходимым для продолжения музыкального образования; для педагогов - обеспечение условий для непрерывного творчества и саморазвития; для Школы - создание ресурсов для совершенствования образовательного процесса).
Учебный план ориентирован на реализацию пяти образовательных программ (ОП «Музыкальное исполнительство»): фортепиано, духовые и ударные инструменты; народные инструменты, струнные инструменты.
Учебный план обеспечивает недельную нагрузку на каждого обучающегося, не превышающую максимально допустимую (в соответствии с примерным учебным планом образовательных программ детских школ искусств (Москва, 2005), рекомендованного Министерством культуры Российской Федерации для использования в образовательном процессе детских школ искусств). При этом учащимся предоставлена возможность варьировать собственную недельную нагрузку за счет вариативной части.
Учебный план содержит целесообразный, методически обоснованный объем учебной нагрузки учащихся и ее распределение. Комплекс предметов и объем часов, зафиксированных в учебном плане, определяют полноту и интенсивность образовательного процесса, что полностью отвечает целям и задачам музыкального образования.
При реализации учебных планов Школой является возможность предусматривать, в пределах имеющихся средств, дополнительные часы, помимо зафиксированных в учебном плане: преподавательские часы для проведения сводных занятий оркестра; хоров (по 2 часа в месяц); концертмейстерские часы.
Учебно-методическое обеспечение образовательной программы.
Все компоненты учебного плана как и в целом образовательной программы, имеют соответствующее учебно-методическое обеспечение.
Оно ориентировано на реализацию целей и задач музыкального и художественного образования, возросшие требования к музыкально-просветительской работе в современных условиях.
Одним из важных компонентов учебно-методического обеспечения педагогического процесса Школы являются образовательные программы изучаемых дисциплин, адаптированные к условиям детской музыкальной школы.
Все образовательные программы изучаемых в Школе дисциплин разработаны на основе типовых программ по предметам:
1. «Музыкальный инструмент»
- Фортепиано;
- Деревянные духовые инструменты (флейта, саксофон);
-Ударные инструменты;
- Народные инструменты (домра, балалайка, баян, аккордеон, гитара);
- Струнные инструменты (скрипка, виолончель, арфа).
2. «Оркестровое и ансамблевое исполнительство»;
3. «Вокальное исполнительство»
«Хоровое и вокально-хоровое исполнительство»
- хоровой класс;
- вокально-хоровой ансамбль.
4. «Слушание музыки»;
5. «Музыкальная литература»;
6. «Сольфеджио»;
7. «Элементарная теория музыки»;
8. «Студия компьютерной музыки»
Образовательные программы изучаемых в Школе дисциплин, разработанные педагогами, рассматриваются на методических объединениях.
Педагогический Совет проводит первоначальную экспертизу программ или изменений, вносимых педагогами в учебные программы. Педагогический Совет принимает и согласовывает учебные программы.
Качественное освоение всех образовательных программ обеспечивается в Школе компетентной, профессионально-грамотной работой всего педагогического коллектива и каждого педагога, имеющего специальную профессиональную подготовку, а также необходимыми условиями для проведения занятий (учебные кабинеты для индивидуальных и коллективных занятий), полным комплектом музыкальных инструментов, нотного материала, аудиокассет, СД и DVD дисков и наглядности (представленной пособиями, выполненными типографским способом), и авторскими пособиями педагогов.
Описание особенностей организации образовательного процесса.
Образовательный процесс в Школе организован на основе единства содержания музыкального образования (знаний, умений, навыков учащихся, опыта их творческой деятельности) и форм учебной деятельности, побуждающих развитие самостоятельности, организованности, упорства и интеллектуально-творческой свободы.
Организация образовательного процесса обеспечивает активную деятельность детей в сфере музыкального и художественного искусства, что способствует воспитанию устойчивого интереса учащихся к музыке, творчеству и создает условия к переходу от интересов детей к развитию их способностей на основе выбора, решение задачи ранней профессиональной ориентации. Важную роль в организации образовательного процесса и реализации целей и задач музыкального образования играет семья каждого обучающегося. Семья помогает в решении образовательных задач и задач социальной адаптации детей, в сохранении здоровья детей.
Образовательный процесс в школе строится на реализации психолого-педагогических подходов к его организации:
- педагогическое взаимодействие с педагогом, обладающим высокой культурой и профессионально владеющим инструментом и своим предметом;
- максимальная активизация самостоятельности учащегося в решении эстетических и технических задач;
- использование проблемных ситуаций, развивающих интеллект, эмоционально-волевую сферу, музыкальный слух и эстетический вкус ученика;
- индивидуальный подход в методах работы с учеником и содержании изучаемого материала (подбор репертуара, объем заданий, контрольное время на освоение).
Решение основных дидактических задач музыкального и художественного образования в школе обеспечивается чередованием различных форм и видов учебной деятельности:
- индивидуальные занятия;
- групповые занятия;
- коллективное музицирование;
- классное собрание;
- изложение педагогом нового материала;
- демонстрация педагогом практических приемов исполнительской деятельности;
- выполнение учебно-практических заданий по учебным и нотным пособиям:
- прослушивание учеником музыки в исполнении педагога и в звукозаписи;
- самостоятельное разучивание учеником произведений;
- чтение нот с листа;
- работа над техническими заданиями;
- подбор произведений по слуху;
- транспонирование;
- коллективное музицирование ученика с педагогами и другими учащимися;
- обязательные выступления учащихся на контрольных прослушиваниях (контрольных уроках, технических зачетах, академических концертах, экзаменах);
- участие учащихся в конкурсах и фестивалях различного уровня;
- публичные выступления учащихся;
- концерты.
Большое значение для учащихся, обучающихся по ОП «Музыкальное исполнительство», играет работа с концертмейстером: исполнение произведений в сопровождении аккомпанемента обогащает музыкальные представления учащихся, развивает их исполнительское мастерство в творческой коммуникации.
Учебный процесс дополняется различными формами внеклассной работы, задачами которой является расширение представлений учащихся о мире музыки и музыкальном творчестве, о мировых музыкальных шедеврах, развитие творческой инициативы. С этой целью в соответствии с планом учебно-воспитательной работы в школе проводятся следующие мероприятия: музыкальные вечера, встречи с музыкантами, посещение концертов, участие учащихся в концертной и музыкально-просветительской деятельности вне школы, участие в фестивалях и конкурсах различных уровней.
Организация образовательного процесса Школы предусматривает обеспечение обязательной обратной связи о ходе целостного образовательного процесса и его отдельных компонентов:
- систематическое изучение уровня обученности учащихся, их умений и навыков, культуры публичных выступлений (контрольные работы, тестирование, экзамены, академические концерты, технические зачеты, открытые концерты, конкурсы, прослушивания, контрольные уроки);
- педагогическое отслеживание уровня участия детей в жизни школы и культурной жизни социума, развития ценностного отношения к музыкальной культуре (анализ классной и школьной документации, конкурсы, фестивали);
- учет участия родителей и других членов семьи учащихся в жизнедеятельности школы, в музыкальном становлении ребенка (анализ школьной документации; собеседования с родителями, родительские собрания класса);
- организация системы непрерывного контроля за состоянием образовательного процесса (входной, промежуточный и итоговый анализ, анкетирование, собеседования со всеми участниками образовательного процесса).
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
1) оценка работы ученика на занятиях;
2) оценка ученика за выступление на академическом концерте или экзамене;
3) результаты контрольных уроков;
4) другие выступления ученика в течение учебного года.
Учащиеся, рекомендованные для поступления в средние специальные учебные заведения, с учетом мнения Педагогического Совета, зачисляются на ОП «Ранняя профессиональная ориентация» - 8 класс (6 курс). Выпускники ОП «Ранняя профессиональная ориентация» - 8 класс (6 курс) считаются окончившими полный курс образовательного учреждения и имеют возможность поступления в музыкальный колледж на отделения: музыкально-теоретическое, дирижерско-хоровое, духовых и ударных инструментов, народных инструментов, а также в педагогические колледжи и институты (на музыкальный факультет) и в культурно-просветительные училища.
Психолого-педагогическое обеспечение реализации образовательных программ
Основное назначение психолого-педагогического обеспечения реализации образовательной программы заключается в формировании адаптивной модели педагогической системы детской музыкальной школы. Адаптивность модели проявляется в ее открытости для всех детей города с самыми разными способностями и возможностями: от выдающихся до обычного естественного проявления детской познавательной деятельности.
Адаптивность педагогической системы Школы обеспечивается мобильностью, гибкостью и многообразными педагогическими технологиями, формами и методами работы с детьми. В основе работы с учащимися на музыкальных отделениях лежат индивидуальные планы - важный документ, отражающий и характеризующий процесс развития ученика. По итогам каждого учебного года на ученика составляется характеристика, которая освещает следующие стороны его индивидуальности:
- уровень музыкальных данных (слуха, ритма, памяти); соответствие исполнительского аппарата ученика данному музыкальному инструменту, степень приспособляемости к инструменту;
- общее развитие, эмоциональность, восприимчивость, быстрота реакции; отношение к музыке, музыкальным занятиям;
- работоспособность, собранность;
- уровень развития самостоятельности, степень грамотности в разборе текста, быстрота освоения музыкальных произведений;
- успехи к концу учебного года;
- недостатки в развитии ученика и задачи по их преодолению.
В характеристике учащихся с профессиональными данными отражаются также такие индивидуальные качества, как развитие художественного воображения, проявление музыкальной инициативы, технические данные.
Педагогический процесс, наряду с достижением ведущих целей и задач музыкального образования, направлен на сохранение здоровья учащихся, систематическую педагогическую и социальную поддержку всех участников образовательного процесса в Школе
Управление реализацией программы.
Управление реализацией программы осуществляется административным аппаратом Школы: директор координирует деятельность педагогического коллектива, заместители директора обеспечивают оперативное управление образовательным процессом и реализуют основные управленческие функции (анализ, планирование, организацию, контроль и самоконтроль, регулирование деятельности педагогического коллектива). Управление осуществляется дифференцированно на основе распределения функций и полномочий.
Стратегия развития Школы определяется Методическим Советом на основе образовательной программы, рассматривается на Педагогическом Совете и утверждается директором Школы. Основой оценки реализации образовательной программы является создание банка данных о потребностях в образовательных услугах и степени удовлетворения их школой, о мотивации учеников, творческом уровне педагогов. Данная информация является общедоступной и постоянно обновляется.
Важное направление образовательной программы - создание коллектива единомышленников, развитие сотрудничества и взаимопонимания между всеми участниками образовательного процесса.